О велосипедах

О велосипедах

Войны на байках: история

Российские жандармы опробуют ж/д велосипед, 1890гКак только во второй половине XIX века велосипед приобрел приемлемые ходовые качества, его сразу стали приспосабливать для войны. 

Российские жандармы опробуют ж/д велосипед, 1890г

Разумеется, лихие велосипедные атаки на позиции противника не снились военным теоретикам даже в самых фантастических снах. Задачи перед веловойсками ставились более реальные: увеличить мобильность войск и сократить пешие переходы, уменьшить физическую усталость солдат, ускорить передачу донесений и приказов, создать летучие отряды для дозорной службы, разведки, быстрой переброски на другие участки фронта и «затыкания дыр», преследования отступающего противника.

Армейские байки прошли длительный и сложный путь развития — от примитивных громоздких, ненадежных односкоростных конструкций без механизма свободного хода и «плоскими», грохочущими ободами без пневматических шин к современным высокотехнологичным велосипедам.

 

К сожалению, после Первой Мировой Войны велосипед отошёл от военно-технического прогресса. Это одна из причин его медленного эволюционного развития, отстающего от быстрого продвижения техники и технологии.

Были, конечно, успешные, революционные модели, но они не делали погоды, оставаясь исключением из общего правила. Наиболее яркий пример — Швейцарская Армия, принявшая на вооружение синглспид в 1905 году и только в 1992 заменившая его на современный МТВ. Восемьдесят пять лет в строю — рекорд!

Жерар Морель разработал складной велосипед для французской пехоты.Жерар Морель разработал складной велосипед для французской пехоты.

Причем быстрое развитие гражданского байкостроения в семидесятых-восьмидесятых годах шло само по себе — только в девяностых проявился какой-никакой интерес у военных. После удачного рейда «Велокомманндос» в Могадишо в 1993 Министерство Обороны США заинтересовалось этой темой. В 1995 был принят на вооружение вездеход Hanebrink Extreme Terrain Bike (ETB), а в 1997 — складной хардтейл Montague Paratrooper Light Bicycle Infantry (LBI) — парашютно-десантный лёгкий пехотный велосипед. На примере этой, самой свежей разработки, прикинем, каким должен быть современный армейский байк... и чем он отличается от гражданского велосипеда.

Разработчик байка — компания Montague Corporation USA основана в 1987 году Devid Montaque выпускником Массачусетского Технологического Института и специализируется на разработке и производстве полноразмерных, высокотехнологичных складных велосипедов, не уступающих по ходовым качествам «нормальным», но при этом быстро складывающимся и компактным. Эта фирма известна разработкой складных велосипедов для Schwinn, Giant, Mongoose, BMW, Mitsubishi...

В 1996 складной горный байк BMW/ Montague был выбран официальным горным велосипедом Олимпийских Игр в Атланте. Кроме того, Национальное географическое общество США рекомендовало велосипеды Montague Corporation для исследования самых отдаленных и труднодоступных точек нашей планеты.

Байк был разработан по заказу Агентства DARPA (Advanced Research Projects Agency), как тактический полноразмерный, высокотехнологичный, надежный, складной горный велосипед для десантных, диверсионных подразделений и морской пехоты. Агентство было создано в 1958 году в составе министерства обороны США и подчиняется непосредственно министру обороны, располагает бюджетом 2 миллиарда в год, которые тратит на разработку всяких инноваций для обеспечения вооруженных сил высокотехнологичным оружием. Оно заключает контракты с фирмами-производителями и за несколько лет доводит идеи до промышленных образцов, которые затем принимаются на вооружение и закупаются другими ведомствами министерства обороны. Каждый проект имеет бюджет 10...40 млн. в год. В агентстве 240 сотрудников (140 —техперсонал, остальные ученые и инженеры, нередко с мировым именем, работающими по контракту, обычно не более пяти лет.

На войне к технике предъявляются очень жесткие требования — простота применения и использования, прочность, надежность, легкость, ремонтопригодность, взаимозаменяемость, компактность. Минимум обслуживания. Отсутствие демаскирующих факторов: электромагнитных, инфракрасных (тепловых), акустических и вибрационных излучений; выхлопа при работе двигателей; следов на грунте. Легкость транспортировки и десантирования - обычно техника, которую невозможно быстро отремонтировать или эвакуировать бросается или уничтожается на месте безо всяких сантиментов.

Особо высоки требования к технике и оружию для десантных и диверсионных подразделений, вынужденных действовать в тылу противника.

Итак, что мы видм?

Первое.  Рама с передним треугольником монокок выбрана не случайно. Такие конструкции широко применяются в авиации и космонавтике, имеют небольшой вес и высокую жесткость на изгиб и скручивание. В отличие от обычного треугольника из труб, когда сравнительно небольшое повреждение выводит байк из строя, монокок, разделенный на небольшие отсеки перегородками (внутренней ячеистой структурой) и с внутренними усилениями очень устойчив к повреждениям пулями и осколками. Даже если монокок будет перебит на 40-50% ширины, то на байке ещё вполне можно ехать. 

Верхние перья заднего треугольника опущены вниз, чтобы байк складывался более компактно.

Благодаря конструкции складного узла рама получается очень прочной и жесткой в поперечной плоскости, что положительно сказывается при педалировании и прохождении поворотов. При этом в вертикали рама более мягкая и комфортная. Амортизационная вилка RST281 (пружинно эластомерная с ходом 65мм). Очень простая и надежная. Ломаться в ней практически нечему.

Воздушные и масляные вилки не лучший вариант для войны. Воздух и масло при повреждениях или износе уплотнителей имеют обыкновение выходить наружу, и вилка перестает работать. В RST281 вытекать нечему.

Пружины отрабатывают мелкие неровности и обеспечивают постоянный контакт колеса с грунтом. На больших колдобинах подключаются эластомеры, выполняющие одновременно роль пружин и демпферов. При похолодании, но хорошей смазке, когда эластомеры «дубеют», продолжают работать пружины.

Тормоза — на заднем колесе векторные, на переднем — механические дисковые. Выбор не случаен. Дисковые тормоза позволяют легко и быстро снять переднее колесо, не сдувая шину, в то время как колодки ободных тормозов сильно затрудняют этот процесс. Они долговечнее ободных тормозов, требуют меньше настройки, обслуживания и надежнее в тяжелых условиях: дождь, грязь, снег. Если случилась «восьмерка», то дисковый тормоз все равно работает и можно продолжать движение. Механические дисковые тормоза гораздо проще ремонтировать в полевых условиях.

Трансмиссия. Четырёхлапка Promax 22х32х42 под квадрат, кассета на восемь скоростей 11-30. Переключатели Deore, манетки EZ Fire Plus Sifters. Оборудование выбрано из соображений максимальной надежности и хорошей работы. Настройка — минимальная, «задумчивость» при переключении скоростей небольшая и вполне годится для уверенного движения по пересеченной местности. От 27 скоростей разработчики отказались, так как более тонкие цепи часто рвались и быстрее изнашивались. Педали. Для войны туклипсы и контактные педали не подходят. Туклипсы легко повредить, а нога в них может застрять.

Под контакты нужна специальная обувь с дырками на подошве, которая открывает дорогу холоду и воде и вряд ли выдержит длительное хождение по горам. Кроме того, современные армейские ботинки имеют много ноу-хау, например у некоторых моделей есть встроенная защита от противопехотных мин. Боец должен иметь возможность ездить на байке вне зависимости оттого, что у него на ногах: кроссовки, сапоги, валенки с калошами или сандалии. Поэтому поставили мощные педали-топталки с двойной металлической кромкой.

Маскировка.
Цвет рамы тёмно-зелёный (светло-песочный для пустыни). Остальное оборудование, в том числе и спицы, покрашено черным, чтобы не бликовало на солнце.

В отличие от военной техники, пехоты и кавалерии велосипед практически бесшумен и не засекается разведывательными сейсмическими и акустическими датчиками. Тепловое излучение весьма слабое и может быть ещё уменьшено с помощью специальной маскировочной одежды бойцов.

В сложенном виде PARATROOPER занимает мало места и легко перевозится любым видом транспорта. Он легко размещается в багажнике автомобиля, в самолете, вертолете, катере, надувной лодке. Для защиты байка во время перевозки и десантирования применяются специальные чехлы. В труднопроходимой местности и горах складной легкий байк переносится за спиной, притороченный к рюкзаку.

Результаты.
Ходовые качества очень приличные и вполне соответствуют назначению байка. Прежде всего, надо отметить хорошую поперечную жесткость складной рамы. Усилие полностью передается на заднее колесо и байк легко набирает скорость, хорошо управляется на виражах. Но в вертикальной плоскости он существенно более мягкий, чем стандартный алюминиевый хардтейл. Двигаясь по грунтовой дорожке со скоростью двадцать пять километров можно спокойно сидеть в седле, привставая только на корнях и крутых колдобинах, что позволяет серьёзно экономить силы на длинных маршрутах.

По динамике разгона PARATROOPER уступает гоночному, алюминиевому хардтейлу в основном из-за веса и более коротких шатунов. На раме 18” они всего 170мм. Укороченная база делает байк более маневренным, но заставляет его сильнее прыгать на корнях и мелких кочках. Крупные неровности обкатываются плавно и мягко. Накат вполне приличный, на горки взбирается легко, а на спусках хорошо контролируется и управляется.

Два вывода:
Появился новый класс велосипедов: складные, легкие, полноразмерные хардтейлы с хорошими ходовыми качествами.
Выносливая, надежная, простая, безотказная, требующая минимума обслуживания и достаточно комфортная «рабочая лошадка» для тяжелых условий и экстремальных нагрузок — настоящий военный байк.

Складной байк Paratrooper можно, сложенным и в чехле сбрасывать с небольшой высоты из вертолета или легкомоторного самолета на минимальной скорости 100...120км/час безо всяких последствий для него.

2003 Bicycle Model Specifications Paratrooper Color Cammy Green:
Frame Aluminum 7005 Series • Front and Rear Triangle • Fork RST 281RC Suspension 65mm travel, w/ disc brake mount • Gearing 24-speed Shimano®Deore. EZ-Fire Plus Shifters • Brakes Front Disc. Rear, Alloy V-Style, w/alloy levers • Tires 26 x 1.95” Knobby Front and Rear specific • Spokes/Rims Stainless Steel Spokes. Alloy Rims with Machine Finish brake • surface. • Pedals Alloy Double Cage Bear Trap • Saddle Velo Mountain Double Density • Seatpost Alloy Micro Adjust, Water Bottle 1 set down tube bosses • Sizes 18”, 20” • Standover Heights 29”, 30” • Folded Size 36” x 28” x 12”

 

Хронология применения велосипедов в армиях мира

1870, Франко-Прусская война.

Посыльный с донесением прорывается под огнем из осажденного Парижа. Это первый, официально зарегистрированный случай применения велосипеда в военном деле.

1875, Итальянская милиция, Bersaglieri (Берсальеры) на высоких велосипедах с разно великими колесами «пауках», их также называли «Hige bicycle» или «Penny-farting», доставляют донесения во время маневров со средней скоростью 12 миль в час. Винтовки, боеприпасы и ранцы крепились к велосипеду.

1885, Британия. Создана воинская часть Brighton Rifles «Винтовки Брайтона» на «пауках», во время маневров, впервые противостояла кавалерии.

1887, Князь Б.Д. Потемкин составил и издал первую в России книгу: «Велосипед и применение его в военном деле».

1888, Британская Армия сформировала 26, Добровольческую велобригаду — это первая воинская часть, состоящая полностью из велосипедистов. На вооружении стояли велосипеды: безопасный – с одинаковыми колесами, «паук» и трехколесный.

1891, Бельгия, Швейцария, и США — созданы велосипедные войска. В США Национальная Гвардия использует подразделения связи на велосипедах в летних маневрах в Коннектикуте.

1892, фирма «Peugeot» разработала военный велосипед для Французской Армии. Это был безопасный велосипед с цепным приводом и подрессоренным седлом.

1892, Японские войска впервые ездят на «пауках» во время маневров.

1892-1893, Немецкая армия использует велокурьеров для доставки донесений в 1892. В 1893, велочасти участвуют в маневрах.

1894, Национальная Гвардия Штата Колорадо использовала посыльных на велосипедах во время наступления у Cripple Creek. Это было первое в Американской истории применение велосипедов в боях.

1896-1898, США. Генерал-майор Nelson A. Miles создает в составе 25 армейского корпуса специальное велоподразделение. Все рядовые были Афроамериканцами, а все офицеры — белыми.

1897 год. Велопробег подразделения — 1900 миль были пройдены за 41 день, от форта Missoula, штат Montana, до Sent Luis, штат Missouri. Они ехали на безопасных велосипедах Spaulding весом 13 кг, с пневматиками Goodrich, анатомическими седлами Christy, усиленными вилками и рамами, к которым быстросъемными зажимами крепилась винтовка. 

1898. Подразделение успешно участвовало в войне между Испанией и Америкой.

1897, Создана первая самокатная команда в Русской армии. 1899-1902, Англо-Бурская война. Чрезвычайно успешное применение Британской армией велосипедов привело к созданию или расширению велочастей во Франции, Германии, Италии, Бельгии, России, Швейцарии, Китае и Японии.

1900, Конструктор М. Pedersen создает очень удачный и оригинальный легкий складной армейский велосипед с 24-х дюймовыми колесами “Dursley- Pedersen”, который широко применялся в Англо-Бурской войне.

1905, Швейцарская Армия принимает на вооружение прочный, тяжелый, весом 24кг, односкоростной велосипед, который использовался до 1992 года.

1906, Первые электрогенераторы мощностью 100 Ватт с велосипедным приводом поступили в войска Англии и Германии. В дальнейшем велогенераторы получили широкое распространение. В полевых госпиталях устанавливали бормашины с приводом от заднего колеса велосипеда.

1909, Фирма “Bianchi” производит для Итальянской армии военные складные велосипеды. В 1915 для тяжелых горных дорог была создана модель с подрессоренным задним колесом, пружинной вилкой и пневматическими шинами большого объёма.

1916, Военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова был принят на вооружение Русской армии. Всего, до конца I Мировой Войны было изготовлено более 4200 велосипедов.

1914-1918, I Мировая война.
Велосипедные войска широко использовалась обеими сторонами и несли потери, которые на западном фронте составили более 6000 убитых и 8000 раненных. Французы и Бельгийцы имели 150000 велобойцов, Британцы – 100000, и Немцы, и Турки – по 125000 каждый. Французы, Бельгийцы и Немцы широко применяли велопехоту в начальный, маневренный период войны. Когда война стала окопной, велосипеды использовались для переброски небольших соединений, дозорной службы и, главным образом, для связи.

1917. Американцы прибыли в Европу с 29000 велосипедов — в основном для связи.

1927, Китайская армия бросила в бой более чем 200000 веловойск при подавлении восстания в Нанкине.

Немецкий военный велосипед 1934 годаНемецкий военный велосипед 1934 года

1937, Япония — 50000 велосипедных войск в начале войны с Китаем.

1939-1945, Вторая Мировая Война. Велосипеды чаще всего применяли либо в тылу, либо за линией фронта — десантными и подвижными соединениями. Финляндия и Германия широко пользовались велосипедами для переброски соединений и снабжения войск. Немецкие армейские велосипедисты буксировали тележки с боеприпасами, продовольствием и медикаментами вслед за наступающими войсками во время кампаний в Польше, Франции и Норвегии. Боевые группы Французского сопротивления часто передвигались на велосипедах. Канадские, Английские и Японские десантники прыгали с парашютом вместе с легкими, компактными складным велосипедами. Американцы на велотележках эвакуировали раненых с поля боя.

1941, Японские войска высадились на Малайском полуострове и захватили Сингапур. Мобильные велоотряды (20000 бойцов), созданные полковником Масанобу Цудзи, двигаясь через джунгли по грунтовкам и тропинкам, подошли к городу с тыла. Британские войска, привязанные к железной дороге и основным магистралям, не смогли оказать серьёзного сопротивления. После короткой осады Сингапур был сдан без боя.

1942, В ночь с 27 на 28 февраля, на РЛС Бруневаль, близ Гавра, была выброшена группа «Велокоммандос» — их задача состояла в том, чтобы доставить в Британию основные компоненты новейшей Немецкой РЛС Wurzburg.
Во время десантирования проводилось демонстративное бомбометание окрестностей радиолокатора. Быстро, бесшумно и незаметно преодолев 12 км от места выброски на велосипедах, коммандос захватили станцию и, с документацией и узлами радиолокатора двинулись к побережью, где, недалеко от берега, их поджидала подводная лодка.

1950-1975, Вьетнамская Война. Велосипеды сыграли большую роль в этом конфликте и серьезно помогли Вьетконгу в переброске войск и, главное, в снабжении их во время крупных сражений.

1954, сражение у Вьен Пху; 
200000 велосипедистов практически полностью обеспечивают 50000 армию в многомесячных боях. По дорогам в джунглях, которые получили название «троп Хо Ши Мина» двигались вело повозки из двух, соединенных бамбуковыми жердями, велосипедов. Каждая перевозила до 200 кг груза. Один боец находился сбоку и управлял соединенными вместе рулями, другой толкал повозку сзади. Прибыв на место и разгрузившись, бойцы садились на байки и ехали обратно. Все попытки Французов, а потом и Американцев, помешать велоснабжению обстрелами и бомбежками давали ничтожные результаты.

1992, CONDOR Swiss Army Combat Bike.
Швейцарская Армия, впервые после 1905г. приняла на вооружение новый военный горный велосипед, с прочной стальной рамой, семью скоростями, гидравлическими тормозами, двумя багажниками и специальными креплениями для оружия, на котором можно перевозить до 150 кг груза, включая винтовку, пулемет, легкий миномет, базуку. Веловойска, могут бесшумно, незаметно и быстро передвигаться по многочисленным горным дорогам и тропам и по мобильности превосходят мотопехоту на коротких расстояниях. Сейчас под ружьем в Швейцарии более 5000 велобойцов.

1993, Спецподразделение США «Дельта Форс» десантировалось на парашютах с горными велосипедами (МТВ) недалеко от столицы Сомали Могадишо. Оседлав свои байки, они провели разведку стратегических объектов города и спокойно выехали наружу. Эвакуировали их вместе с байками на вертолетах.

1995, Hanebrink Extreme Terrain Bike (ETB) Хардтейл для экстремального бездорожья со сверхширокими шинами — катками специального профиля, размером 19х7’’. Принят на вооружение армией США. Имеет раму из алюминиевого сплава, трансмиссию с 18 скоростями, дисковые гидравлические тормоза, амортизационную вилку. Вес байка 17кг. Это двухколесный джип-вездеход для песка, рыхлого, мягкого грунта, снега и каменистых горных дорог. Успешно тестировался в Арктике. Проехать может почти всюду и легко тянет прицеп с грузом.

1997, Montague Paratrooper Light Bicycle Infantry – парашютно-десантный, легкий пехотный велосипед. Принят на вооружение армией США и до мая 2003г. засекречен. Складной хардтейл весом 13 кг с цельноалюминиевой монокок-рамой, амортизационной вилкой, дисковым тормозом, колесами 26” и 24 скоростями. Успешно «воевал» в Афганистане в 2002 и в Ираке в 2003г. Во время Иракской войны Американцы сбрасывали на парашютах своих «Велокоммандос» вместе с байками недалеко от границы с Турцией. Именно там их сфотографировали вездесущие паппараци. Приземлившись, десантники садились на байки и скрытно добирались до крупных городов и Багдада. Расположившись вокруг, занимались разведкой и целеуказанием для авиации и ракет. Сразу после войны байки были рассекречены.

http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=7164